Приветствуем на сайте Марокканского клуба!

В Москве: 04:03
В Марокко: 01:03

$1 = 9,42 د.م. (MAD)
€1 = 11,12 د.م. (MAD)

Независимый информационный портал

Площадь Джема-эль-Фна - сердце красного города

Ксар Айт-Бенхадду

Какими только эпитетами не наделяли площадь Джема-эль-Фна в Марракеше: мистическая, магическая, легендарная… Мы же хотим представить Вам площадь, как «витрину традиционного Марокко» (определение, к сожалению не нами придумано, но идеально отражает суть атмосферы царящей на площади!)

Веками эта уникальная и единственная в своем роде площадь была центром Mapракеша, его символом. Пространство, геометрия площади абсолютно не упорядочены: невысокие здания, окаймляющие ее, на крышах и верхних этажах зданий бесчисленные ресторанчики и кафе, они не смотрятся логичным и законченным ансамблем. Площадь Джема-эль-Фна объявлена ЮНЕСКО частью Всемирного наследия – именно, как «витрина традиционного Марокко».

Атмосфера площади Джема-эль-Фна и шокирует, и притягивает. Прошлое у площади невеселое: в 10 в. здесь обезглавливали преступников. Бывало, что за день казнили по 40 - 45 человек и их отрубленные головы развешивали на городских воротах!..

Современная Джема-эль-Фна – это торг, купля и продажа утром и днем и сюрреалистическое громкое нечто вечером.

С наступлением сумерек вы будете свидетелями представления под открытым небом, устроенного силами жителей Марокко и их талантов. Вокруг вдруг закипит жизнь: будет слышен ритмичный стук бендиров (тамбуринов из козловой кожи со струнами внутри), и лязг трещоток - гарагаб – металлических костаньет, визуально похожих на распиленную вдоль сплющенную гантель (очень популярный инструмент у исполнителей трансовой музыки гануа и дакка); вы услышите восхитительные запахи мяса на гриле и баранины, томящейся в чанах со специями. Со своих постаментов вас будут зазывать продавцы улиток, сваренных в анисовом бульоне. Можно остановиться и съесть пиалу улиток под аккомпонемент музыкантов гнауа, играющих на духовых инструментах, визуально напоминающими гобой – это гайта, конический инструмент, сделанный из древесины абрикоса и звучащий как-то особенно по-мароккански! Если посмотреть на площадь в вечернее время суток, то можно увидеть ее геометрию: она состоит из множества людских кругов, где «зрелище» - в центре, а наблюдатели, поглотители «зрелища» стоят вокруг. Тематика кругов-зрелищ разнообразна и необычна.

Если вы видите старца, сидящего на стуле и говорящего горячо и эмоционально (а слушают его речи преимущественно мужчины), то, скорее всего, перед вами толкователь Корана, проще говоря – мудрец. Просто стоять рядом можно, но очень недолго, иначе реакция аудитории может быть самой неожиданной: если вы не положили монетки в емкость для сбора оных, то старец может прервать свою речь, показав на вас пальцем, тем самым приказав удалиться. Кстати, реакция слушающих не заставит себя ждать: на вас будут шикать, махать руками и смотреть взглядом, сдвигающим горы. Придется удалиться или заплатить за "лекцию" - марокканцы не любят, когда перерывают речь мудреца.

Совет: перед поездкой на площадь Джема-эль-Фна наменяйте как можно больше мелочи в отеле или в банке. Для того, чтобы спокойно смотреть и, тем более, снимать на фотокамеру или видеокамеру происходящее, вам необходимо заплатить за это.
Продвигаясь далее, а в «хороший» вечер и пробираясь, вы увидите, а точнее, услышите музыкантов братства Гнауа - потомков черных рабов, вывезенных из Гвинеи, Ганы и Мали, людей сильных, выносливых, служивших когда-то в дворцовой страже султанов. Интересна история объединения братства Гнауа: они составили братство, на основе почитания Биляля – чернокожего раба, которого пророк Мухаммед освободил в награду за исцеление своим пением его дочери – Фатимы. Отметим, что подражая Билялю, гнауа считают себя не только музыкантами, но и целителями, а их концерты являются сеансами музыкальной терапии! В их музыкальном творчестве соединен  культ святых в исламском фольклоре и предания Черной Африки… Недаром, надо признать, они считают именно так. Многие из тех, кто в самом начале знакомства с Марокко настороженно прислушиваются к непривычным уху европейца мотивам, в итоге, становятся поклонниками данного вида музыки и увозят из Королевства не один диск гнауа! Выступление гнауа - не только интересный процесс для слуха, - это и зрелищное шоу. Как изумительно высоко и легко (играя на музыкальных инструментах) выступающие музыканты взмывают вверх в полушпагате, крутят в такт отбиваемому ритму кисточками на своих расшитых фесках!

В очередном «круге» мы увидели изящную танцовщицу живота в красивом одеянии с подведенными глазами и вуалью на пол-лица, при ближайшем рассмотрении оказавшуюся… танцовщиком живота... Вуаль и яркий макияж, как нам потом пояснили, для маскировки, чтобы в дневное время суток никто не узнал в главе семейства «красавицу», зарабатывающую на хлеб для домочадцев таким необычным образом. Наша фантазия разыгралась, уйдя в представление о том, как супруга собирает мужа на работу, но мы остановили себя.

В очередную толпу было не пробраться. Но только не для наших соотечественников (очевидно - сыграл рефлекс: раз очередь, то "дают" что-то стоящее!) Буквально через несколько секунд наша группа благополучно стояла лицом к лицу с темнокожим старичком с печальной улыбкой на, испещренном глубокими морщинами лице. Перед пожилым марокканцем лежал видавший виды ковер среднего размера, на котором угадывался красивый, но побитый временем рисунок, кое-где сохранивший первоначальные яркие цвета – оранжевый и травяной. На ковре стояли большие плоские глиняные тарелки, наполненные, на взгляд европейца, тем, из чего плетут, ставшие такими модными «фенечки»: бусинами, перьями, ракушками и камешками разных размеров и цветов… Взгляд упал на емкости, хранящие предметы, явно не предназначенные для плетения этнических украшений: куриные (на наш взгляд) лапки; зубы, уж не знаем кого – животных или людей; и банки с травами, источающими резкий аромат, как в аптеке. Старец задал вопрос, инстинктивно обращаясь к человеку привычной для него внешности – к нашему гиду. Гид перевел: «У кого есть проблемы с личной жизнью?» Пауза… Женский голос из толлпы попросил пояснить вопрос. Наш гид сформулировал: «Кто замуж хочет, но не может выйти? И у кого дети не получаются?» Оказалось, что миловидный старик - изготовитель оберегов и амулетов… В металические колбочки он складывал различные предметы с его «ковра-самобрана» в только ему известном порядке, в зависимости от проблемы, поставленной перед ним «страдальцем». Плотно закупоривал колбы и выдавал сие «избавление» за умеренные деньги (от 20 до 40 дирхам) с рекомендацией носить при себе в сумочке до появления прогресса в жизненной ситуации. Аншлаг, я полагаю, превзошел все ожидания старца. Удивительно, как, находясь в атмосфере страны и ее этнических и культурных традиций, проникаешься местным колоритом и абсолютной верой в эффективность предлагаемых манипуляций, в погоне за мечтой! Калейдоскопом воспринимали увиденное дальше: старца-гадателя по линиям на руке, у которого «на приеме» сидел марокканец средних лет в современном офисном костюме; с опаской оглянулись и не задержались рядом со старцем «зубадером», рядом с которым на коврике лежали страшного вида инструменты и гора, как мы понимаем, человеческих зубов - эквивалент долгой успешной работы и довеия клиентов... Понаблюдали за ловкой работой рук марокканки, раскрашивающей замысловатыми узорами шприцем, наполненным хной, загорелую руку европейской туристки. А правее от входа на площадь уже открылись знаменитые палатки-ресторанчики, изобилующие заготовками мяса на шпажках, нарезанными овощами, луком посыпанным приправами, огромными чанами с мясом, улитками и супом харира, и, конечно же, огромным количеством сладостей, шебекии, к примеру, (подаваемой к харире), а также фиников и апельсинов, ровно и фигурно уложенных на столах. Находясь на Джема-эль-Фна, вы понимаете почему о Марокко говорят, как о стране непохожей на другие страны исламского мира. Ни в одной исламской стране мира вы не найдете хоть где-то место, похожее на эту удивительную площадь, с ее атмосферой буффонады и реалистичности происходящего. На площади Джема-эль-Фна отсутствует ощущения будничности, консервативности, всюду изумительный и сохраненный марокканский колорит. Именно сами марокканцы приходят посмотреть на выступления своих же соотечественников, представляющих разные марокканские культуры, этносы, фольклорные традиции. Мы, приезжие, зашедшие на площадь - гости на этом славном празднике. Город Марракеш и его Джема-эль-Фна живут в едином ритме. Жители города впускают нас в свою жизнь, чтобы мы зарядились энергией города через легендарную площадь. Джема-эль-Фна, как яркий, гипертрофированный сгусток истории, традиций, фольклора и творческого «я» марокканцев помогает нам понять и принять Марокко. 

текст Виктория Абрамова; фотографии Борис Палтусов, Алексей Лохов, Виктория Абрамова

Вступить
в марокканский клуб, чтобы

  • задавать вопросы
    г-ну Самиру Сусси Риах
  • общаться
    с блоггерами клуба
  • получать ссылки
    на новые статьи
  • оставлять
    комментировать
  • участвовать
    в акциях
  • выигрывать призы